Сегмент загородного оздоровительного отдыха, который бурно рос в пандемию, этим летом, по мнению экспертов, получит новый всплеск спроса из-за ограничений на перелеты россиян за рубеж. Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, вице-президент Российской гостиничной ассоциации, рассказал «Новому проспекту» о конкурентных преимуществах этого рынка и дальнейших сценариях его развития.
Волна популярности загородного отдыха началась еще в пандемию, когда были закрыты границы. На это наложился рост интереса к здоровому образу жизни и ретриту со стороны потребителей. Им перестало быть интересно просто ездить на природу на шашлыки и захотелось совмещать отдых с оздоровительными процедурами. В итоге загородные отели столкнулись со взрывным ростом спроса. Дальнейшему его развитию помогут недавние ограничения перелетов в европейские страны на фоне военной спецоперации. Теперь россиянам придётся в основном путешествовать на автомобиле и выбирать для отдыха соседние регионы.
В ответ на меняющиеся потребности потребителей загородные гостиницы ввели различные оздоровительные программы, связанные с детоксом и антистрессом, и начали предлагать услуги спа.
Еще одним конкурентным преимуществом объектов этого формата стала меньшая продолжительность лечения. Если для санаториев характерно двух-трехнедельное лечение, то у загородных отелей есть программы, рассчитанные на неделю и даже на несколько дней. Способствовал их популярности и уход от больничной атмосферы. В отличие от санаториев, гости не чувствуют там, что находятся на лечении, поскольку рядом нет маломобильных или больных людей. Поэтому различные процедуры воспринимаются не столько как терапия, сколько как способ привести себя в порядок.
Наиболее успешным для загородных medical spa отелей оказался прошлый год, так как по сравнению с началом пандемии этот сегмент не затронули серьезные ограничения. Если в среднем годовая загрузка подобных объектов вокруг Петербурга составляла 50-52%, то в 2021 году этот показатель вырос до 70%. Санатории пытались конкурировать с ними, предлагая больше коммерческих услуг, но заметного роста их популярности не произошло. Например, посещаемость таких проектов, как «Белые ночи» и «Дюны», по итогам прошлого года сохранилась на традиционном для них уровне 85%. Эти санатории в основном работают с госзаказом и страховыми компаниями, поэтому прежде всего речь идет о социальном спросе.
Стоимость проживания в загородных отелях с оздоровительными программами за последние годы выросла на 10-15%. В Курортном районе Санкт-Петербурга средняя цена дневного проживания варьируется от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, а в Ленинградской области — от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. При этом какая-то четкая верхняя граница отсутствует. К примеру, проживание на курорте «Первая линия» в Зеленогорске может обойтись в 300-350 тыс. рублей за неделю.
Интерес к оздоровительным центрам среди инвесторов продолжит расти. Раньше они сделали ставку на развитие в Петербурге, где за счет наличия международных связей и стабильного делового туризма была более высокая доходность. Но с началом пандемии ситуация изменилась, поэтому те, кто думали вложиться в такие проекты сейчас идут в проекты загородного отдыха. Подходящих локаций рядом с Санкт-Петербургом остается немного, поэтому можно ожидать рост спроса на реконструкцию старых детских лагерей.
Устойчивость интереса к загородному оздоровительному отдыху будет зависеть от того, что будет происходить с доходами населения. Все-таки для того, чтобы путешествовать, нужно иметь какие-то накопления. Более подробно о перспективах спроса можно будет говорить в конце апреля, когда будет понятно, какими темпами у потребителей худеет денежный мешок.
В начале марта цены на проживание рванули вверх вслед за рублем, но потом не опустились пропорционально снижению курса, что может стать сдерживающим фактором. В этих условиях ряд потребителей может отказаться от отдыха, а другая часть — переключиться на поиск более дешевых вариантов. При таком сценарии загородные объекты станут работать практически в ноль, поскольку их затраты из-за кризиса выросли. Но если ситуация постепенно стабилизируется и цены вернутся в исходное положение, участники рынка будут чувствовать себя более уверенно.
Больше ценного — для профи в туризме
Читайте в Телеграме