Итоги года. Отели увеличили загрузку, обороты... и расходы

СтатьиИтоги года. Отели увеличили загрузку, обороты... и расходы

Итоги года. Отели увеличили загрузку, обороты... и расходы

Какие гости пришли в петербургские отели на смену европейцам и американцам, как справлялись с вызовами времени гостиничные сети и самостоятельные отели города и на чём в прошлом году сосредоточили внимание отельеры, узнал «Новый проспект».

  • 09.01.2024

Екатерина Егорова, генеральный директор ЗАО «Звезда Петергофа», гостиничный комплекс «Новый Петергоф» (4 звезды):

— В коммерческом смысле год был успешным. Нам удалось превысить показатели прошлого года: и оборот, и рентабельность выросли более чем на 10% по году в сравнении с 2022-м, но еще не достигли показателей 2019-го. И здесь важно не смешивать понятия выручки и рентабельности. Выручка значительно выше, и она превысила показатели 2019 года на 25%. Но расходов становится больше, а нам не представляется возможности увеличить стоимость услуги в той же пропорции, что и стоимость товаров повседневного спроса. Ведь если резко увеличить стоимость номера или питания, то есть риск, что предложение не будет конкурентноспособным, поэтому мы всегда изучаем, анализируем существующие продукты и учитываем цены конкурентов. При этом, как все серьезные объекты индустрии, мы применяем динамический подход к ценообразованию и выдерживаем пропорцию между спросом и адекватным предложением.

Что касается гостей, то наш отель всегда был более популярен среди наших соотечественников. В этом году мы принимали также гостей из Египта, Турции, Казахстана. Пропорция по сравнению с 2022 годом не менялась: 10% иностранных гостей и 90% граждан России.

Мы очень гибко и творчески относимся к запросам наших гостей. На площадке отеля «Новый Петергоф» можно воплотить всё, что законно. Мы успеваем за новыми технологиями, всегда перенимаем и копируем лучший опыт других лидеров гостеприимства, привнося авторскую нотку, прислушиваемся к отзывам и не снижаем внимание к деталям.

Уже 2 года подряд мы занимаем лидирующие позиции в индустрии. В 2022 году наш отель вошел в пятерку лучших отелей «4 звезды» в России, по мнению Национальной гостиничной премии, а я как «Персона года» заняла первое место. А в 2023 году отель «Новый Петергоф» вошел уже в тройку лучших. Ежегодно мы принимаем около 50 тыс. гостей, в этом году приняли на 3 тыс. больше, чем в прошлом. Кроме того, я горжусь тем, что, несмотря на серьезный кризис персонала, большая часть команды держится вместе уже много лет. Мы не перестаем загораться новыми идеями и верим в успешное будущее. Наш девиз «Лучше, чем дома!» поддерживаем всячески и делаем всё, чтобы он стал реальностью для наших гостей!

Андрей Петелин, генеральный директор ООО «УК «Сититель» (отели «Санкт Петербург», «Октябрьская», Best Western Plus Centre Hotel, мотель «Ольгино»), исполнительный директор ООО «Отель «Санкт-Петербург» (4 звезды):

— 2023 год был трудным, но успешным: все основные показатели значительно выросли. Рост выручки к 2022 году превысил 30% по всем отелям (на 10% выросла загрузка, на 20% — стоимость). Рост к 2019 году составил от 15 до 55% в зависимости от отеля, наибольший показатель у отеля «Санкт-Петербург». Что касается гостей, то мы встречали в основном жителей Российской Федерации, но у нас были гости и из Ирана, Китая, стран СНГ и даже немного из Европы.

В этом году мы делали акцент на развитие MICE (конференции), увеличение доли индивидуальных туристов, а также активное продвижение собственных прямых продаж через сайты отелей. И гордимся тем, что мы, во-первых, растем быстрее рынка, а во-вторых, в-третьих и в-четвертых — контролируем издержки, сохранили и увеличили коллектив и смогли обеспечить рост заработных плат.

Антон Агапов, директор по развитию сети апарт-отелей YE’S:

— 2023 год для сети YE’S стал новым этапом успешного развития. Вышел в продажу новый апарт-отель в Санкт-Петербурге, подписаны договоры на реализацию проектов в Казани и Владивостоке. Многолетний опыт в качестве профессиональной управляющей компании и успешное взаимодействие с надежными девелоперами позволяет нам активно развиваться и воплощать более масштабные цели. Мы видим перспективы в развитии новых локаций, которые будут интересны как девелоперам и инвесторам, так и туристам. Интерес к инвестированию в апартаменты будет и дальше поддерживаться растущим туристическим потоком, который ежегодно увеличивается на треть. Мы видим это на примере наших объектов, где география гостей достаточно обширна.

Большая часть иностранных гостей — это граждане стран Восточной Азии, преимущественно Китая, южной части Центральной Азии, Восточной Европы, а также стран Северной Европы.

Сегодня формат сервисных апартаментов востребован, и это подтверждается высокой загрузкой в наших апарт-отелях, которая в 2023 году составила более 92% в Санкт-Петербурге и Москве.

Алексей Мусакин, генеральный директор УК Cronwell Management, член совета директоров, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group:

— Мы вернулись к старым добрым временам: новогодние каникулы были проданы уже в сентябре. Таким образом, глубина бронирования увеличилась, народ стал возвращаться.

В этом году офис Cronwell в Санкт-Петербурге отметил свое 15-летие, а Cronwell Hospitality Group реализовала и продолжает реализовывать проекты в 24 регионах России и за рубежом, работая как с гостиничными объектами различного формата, так и с семью крупными туристическими кластерами.

Так, Cronwell Hospitality Group в составе консорциума во главе с компанией «Творческие технологии» стала победителем Всероссийского конкурса с международным участием на разработку архитектурных, планировочных и градостроительных решений будущей туристической территории «Всероссийский пляжный семейный курорт Новая Анапа» на 15 тыс. номеров.

Кроме того, мы только что закончили проект «Жемчужина Сибири» в Тюмени — кластер на 600 га, частично уже действующий, с несколькими санаториями, спортивным комплексом. В Кисловодске закончили проект «Солнечная долина», а совсем недавно, в декабре, сдали работу по развитию санатория «Борисовский» в Кемерово.

На ПМЭФ было подписано трехстороннее соглашение между Cronwell Hospitality Group, правительством Псковской области и Псковским государственным университетом по созданию практикоориентированных программ для подготовки квалифицированного персонала в гостиничной сфере.

Cronwell Hospitality Group начала сотрудничество с Республикой Таджикистан, став соорганизатором и информационным партнером Первого международного туристического форума «Новый этап сотрудничества государств — участников СНГ в сфере туризма» в Душанбе.

Таким образом, развитие туризма в целом для компании является одним из приоритетных направлений работы с целью создания комфортных условий для туристов и стимулирования развития туристических кластеров.

Виктория Шамликашвили, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo (5 звезд):

— С одной стороны, 2023 год был лучше, чем 2022-й. Мы все сгруппировались, уже никто не питал иллюзий по поводу европейских туристов. Но с другой, загрузка была очень неровной: в одни даты отель перегружен, в другие — гостей крайне мало. У нас в этом году бывало так, что, к примеру, сегодня отель загружен на 90%, а завтра — на 25%. И так как ты всегда боишься, что у тебя может не быть базовой загрузки, то по довольно низкой цене берешь группы, заполняя таким образом бо́льшую часть отеля. А потом могут прийти индивидуальные гости… Словом, предсказуемая непредсказуемость.

Внутренний туризм, конечно, развивается, и так как в Европу поехать проблематично, люди едут в Петербург как, пожалуй, в самый красивый город России. Но что касается иностранных гостей, то если до пандемии у нас их было порядка 45–50%, то сейчас — около 7%. В количественном выражении в прошлом году иностранных гостей у нас было в 8 раз меньше, чем в 2019-м, а в этом — где-то в 5,5. Гостили представители таких стран, как Иран, Индия, Сирия, Саудовская Аравия, Турция, Китай, были единичные европейцы и американцы.

Выручка по отношению к 2022 году, безусловно, увеличилась, а прибыль фактически нет: она чуть выше, чем в 2022-м, но и близко не достигает 2019-го, так как расходы по некоторым позициям выросли кратно, а по некоторым — на 30–40 и более процентов. Но мы очень надеемся, что в следующем году будем либо близко к результатам 2019 года, либо даже их превысим.

Гордимся тем, что Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo стал победителем Национальной гостиничной премии-2023 Российской гостиничной ассоциации в номинации «Лучший городской отель»; наш ресторан Vino & Voda получил специальный приз EATucation ресторанного гида по версии предпринимателей Lemon Guide 2023. А в целом мы продолжаем свою работу, сотрудничая с огромным количеством фестивалей, театров, культурных и образовательных институций, помогая благотворительным фондам и оставаясь отелем с культурным лицом. И очень гордимся тем, что очень большое количество людей, отвечая на вопрос о центре Петербурга, говорят не только о так называемом Золотом треугольнике, но и о нашем районе.

Ирина Суслова, коммерческий директор сети четырехзвездочных отелей Catherine Hotels, отеля «Оболенский», капсульного отеля Nevsky Capsule Hotel и коливинга «Бунтари»:

— В 2023 году наметился хоть и незначительный, но всё же прирост количества иностранных гостей в городе. В наших отелях проживало достаточно гостей из Ирана, Турции, из стран ближнего зарубежья — Республики Беларусь. Что касается российских гостей, то, как и в прежние годы, к нам едут гости из Москвы и регионов, не только ближних, но и более далеких: Мурманска, Краснодарского края, Казани.

Теперь относительно финансовых показателей. Catherine Hotels открылись в январе-мае 2019 года, мы начали набирать темпы, но, к сожалению, планы сорвались из-за начавшейся пандемии. Мы приняли решение не закрывать отели и продолжали работать в самое трудное время. 2020 год прошел для нас, как и для всех коллег, работающих в туристической сфере, непросто. Но мы выжили и уже в 2021-м начали довольно быстро возвращаться к допандемийным цифрам.

2022 год стал для нас довольно успешным, мы сильно рванули вперед. Не побоялись выйти на рынок с ценами допандемийного уровня и даже выше, и это оказалось верным решением. Именно поэтому в 2023 году мы не так сильно поднимали цены, но при этом выручка в Catherine Hotels выросла на 13%. В этом году, как заметили все отельеры, высокий сезон сдвинулся на период июль-октябрь, что не совсем характерно для Санкт-Петербурга. В эти месяцы загрузка в Catherine Hotels составляла 90–94%. Поэтому план по выручке на низкий сезон мы значительно перевыполнили.

В отеле «Оболенский» история другая. Он открылся в сентябре 2022 года, техническое открытие состоялось в июне, поэтому я могу сравнивать не год к году, а только вторую половину 2022 года со второй половиной 2023-го. Если говорить о цифрах, то загрузка в отеле выросла на 34%, а выручка — на 150% относительно показателей 2022 года. Но это связано именно с тем, что отель новый, он только набирает силу, и в следующем году мы также ожидаем приличный рост.

Наш капсульный отель чувствует себя не так радужно, как до пандемии, когда он был в основном заселен молодыми путешественниками с рюкзачками, которым нужно было только спальное место. Эти путешественники были в основном иностранцами из Европы и Азии, которые ездили по миру налегке и привыкли жить в капсульных отелях. Пандемия свела эти поездки на нет, а российские туристы с таким форматом еще не знакомы, и в этом отеле сейчас живут чаще всего школьные группы, спортивные болельщики и индивидуальные туристы, ценящие расположение отеля в центре города, но не желающие тратить значительную сумму на проживание. Однако мы надеемся на то, что в будущем он себя сможет показать в полной мере.

В целом в этом году мы многое поставили на рельсы. Мы работали со многими новыми форматами, анализировали их, выбирая рабочие и ставя их на поток. Более того, на следующий год также уже намечено немало проектов, поскольку то, что мы сделали, это далеко не предел.

Источник: https://newprospect.ru/news/opinions/itogi-goda-oteli-uvelichili-zagruzku-oboroty-i-raskhody/

Больше ценного — для профи в туризме

Читайте в Телеграме