В Петербурге подвели первые итоги новогоднего туристического сезона

СтатьиВ Петербурге подвели первые итоги новогоднего туристического сезона

По данным комитета по туризму Смольного, за время новогодних каникул Петербург посетили 914 тыс. туристов. Для сравнения: в 2020 году новогодний трафик составил 1 млн 320 тыс. гостей. Нынешние каникулы прошли в условиях жестких ограничений, что привело к закономерному сокращению числа гостей. Главным нововведением сезона стали QR-коды, которые со 2 января стали требовать не только в музеях, кино и театрах, но также в торговых комплексах и ресторанах. А необходимость предъявлять QR при заселении в отели привела к росту популярности краткосрочной аренды квартир и студий, которые стали альтернативой гостиницам. По информации городских властей, Петербург в рейтинге аренды занял второе место в России. «Таким образом, проявляется тенденция туристов к более локальному, закрытому и бюджетному типу размещения», — констатировали в комитете по туризму. Тем не менее, по словам участников рынка, результаты новогодних праздников оказались несколько лучше, чем ожидалось. Об этом же косвенно говорят результаты работы аэропорта Пулково. С 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года он обслужил 544 683 пассажира — на 11% больше, чем за аналогичный период 2019-2020 гг.

РБК Петербург спросил у игроков туристической индустрии, удалось ли им за время каникул обеспечить себе финансовую подушку безопасности на предстоящий низкий сезон.


Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:
«Оценивая итоги новогодних каникул для малых гостиниц, могу сказать так: могло быть лучше, но при этом есть ощущение, что идёт стабилизация: с одной стороны, люди надеются на лучшее, с другой — привыкают к новым условиям. Влияние пандемии по-прежнему ощутимо сказывается. Если в 2019 и самом начале 2020 года в новогодние каникулы загрузка гостиниц достигала 80%, то в этот раз она составила около 60%. Повлияло и введение QR-кодов. Мы специально собирали информацию и выяснили, что около 10 регионов страны на период новогодних праздников отказались от использования QR-кодов. В связи с этим мы отправляли официальные запросы в администрацию Санкт-Петербурга, чтобы и у нас введение QR-кодов перенесли. Но этого не произошло. В итоге гости, которые приезжали без QR-кода, уходили в туристическое жилье.

Большой пласт проблем — с иностранными туристами. Они, несмотря на все сложности, были в Петербурге. И порой нам приходилось выступать консультантами и разъяснять, что нужно сделать, чтобы куда-то попасть. Нигде нет информации, это очень плохо! Наше 121-е постановление меняется каждый раз в последний момент, там много сложностей, и никто не озадачивается тем, чтобы перевести его хотя бы на один иностранный язык. А мы все-таки мировой культурный центр, несмотря ни на что! Конечно, в основном иностранные гости приезжали подготовленными, с точным маршрутом и пониманием, что прививка Спутником Лайт дает им российский QR-код и определенную свободу. Но те туристы, что приехали спонтанно, находились в растерянности. Однако разочарований, мне кажется, не было благодаря разумности петербуржцев. Многие музейные работники, например, очень лояльно относились ко всей ситуации, поэтому, кто хотел, тот проходил. Да, в некоторых учреждениях и организациях разумно махали рукой, если иностранцы предъявляли европейский QR-код. Человек привит, чего мы хотим? В жизни бюрократические барьеры зачастую не срабатывают — человек приехал издалека, пришел в музей, предъявил документ, то есть он привит. Учитывая, что с иностранными туристами проблема стоит остро давно и ее никто не решает, многие сотрудники учреждений решали эту проблему по-человечески.

В целом иностранные туристы, мне кажется, хорошо отдохнули, поскольку по сравнению с Европой в России еще относительная свобода в плане антиковидных ограничений. В этот раз в Петербург приезжало меньше семей с детьми, но было много молодежи — у нее меньше страхов, связанных с пандемией. Что касается перспектив, то поскольку нет долгосрочных бронирований, то и давать прогнозы на длительный период очень сложно. Мы находимся в состоянии постоянного тушения пожара. Про май, например, мы еще даже не думали».


Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации в Петербурге, управляющий партнер Cronwell Hotels&Resorts:
«Рентабельность отелей стремительно снижается — расходы растут безумными темпами, а поднимать такими же темпами цены мы не можем. Иностранных гостей, для которых наши цены приемлемы за счет разницы валютных курсов, сейчас мало, а российский турист в деньгах ограничен.

Поэтому несмотря на то, что мы отработали каникулы с плюсом, впереди достаточно проблемное время. Если говорить конкретно, то в 2019 году проданный номер с пакетом услуг давал нам где-то 35-40% валовой прибыли, а в 2022 он дал, дай бог, 10-15%.

Обычно на доходы от новогодних каникул отели живут весь низкий сезон до мартовских праздников. Больших корпоративов в этом квартале не будет, поэтому многим придется серьезно сократить расходы и экономить. В целом загрузка отелей в новогодние каникулы составила 45-55% — это лучше, чем предполагалось в пессимистичном сценарии. При этом какие-то отели были заполнены на 90%, другие — только на четверть. Больше были востребованы небольшие гостиницы и те, которые всегда ориентировались на российскую аудиторию.

У пятизвездочных отелей ситуация похуже. Иностранные гости в Петербурге были (я их видел и в отелях, и на улицах), но не в том количестве, как раньше. В основном, конечно, они просто гуляли по улицам. Многие приезжали на Рождество, которое в Европе празднуют 25 декабря, и успели отдохнуть до введения повсеместных QR-кодов. Но в любом случае европейцы испытывали дискомфорт, когда их не пускали с их европейским QR-кодом в музей. Главный санитарный врач России обещала, что с 1 января можно будет получать российский QR-код по результатам теста на антитела, но на практике из этого ничего не вышло. Мои коллеги обзванивали по просьбе гостей, привитых европейской вакциной, лаборатории, но там отвечали, что методических указаний и распоряжений нет. То есть тест на антитела сдать можно, но как потом на основании этого анализа иностранцу получить QR-код, неизвестно. Поэтому, конечно, без разочарований не обошлось.

Для российских туристов Петербург был одним из самых популярных направлений для путешествий в новогодние каникулы. Правда, мы отстали существенно от Сочи, но в отсутствии возможности выехать за рубеж, многие выбирают именно Петербург. Причем в этом году основными гостями города были не семьи с детьми, как раньше, а молодежь в возрасте от 18 до 30 лет. Их было существенно больше, чем обычно. Они предпочитали размещаться по одиночке, но гуляли большими компаниями. Из отзывов — много недовольства QR-кодами. Например, в Москве QR-коды на время каникул отменили, а у нас ввели со 2 января. И это существенно снизило долю тех, кто останавливался в отелях. Думаю, в связи с этим так была востребована посуточная аренда квартир — в этом сегменте точно недостатка в гостях не испытывали.

Проблема в том, что решения город принимает в последний момент. Все изменения 121-го постановления принимаются буквально накануне их введения. Если бы Смольный заявил о введении QR-кодов в середине декабря или хотя бы числа 20-го, народу было бы больше. А поскольку правила озвучивались поздно, мало кто смог спланировать поездку заранее — не все же из Москвы на «Сапсане» ездят. Кстати, гостей, которые приезжали в Петербург на один день и не ночевали в городе, было очень много в этот раз.

В целом гости отмечали убранство города, правда всегда присутствовало «но». Слишком уж много снега и скользко! Особенно удивлялись москвичи — у них там чистые тротуары. Конечно, наши объясняют это тем, что в Петербурге не используют специальные средства, но факт остается фактом. Одно из самых популярных среди туристов мест стало мемом на новогодних каникулах. Дело в том, что спуск в переход у Гостиного двора, где нет лестницы, превратился в горку. В соцсетях много видео, как люди катятся вниз, а обратно поднимаются буквально на руках, держась за поручни. Другого способа нет. У отелей же возникла очень серьезная проблема в первые дни января — перестали вывозить мусор. Как и во всем городе. В профессиональном чате это обсуждали, и никто не знал, что делать. В итоге процесс вывоза мусора наладили только к 6-7 января».

Подготовила Юлия Воробьева

Источник: https://www.rbc.ru/spb_sz/12/01/2022/61dead289a79471be555d3d8

Больше ценного — для профи в туризме

Читайте в Телеграме