Алексей Мусакин/Cronwell Hospitality Group: «Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему»

Статьи«Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему»

Алексей Мусакин/Cronwell Hospitality Group: «Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему»

Как прошло межсезонье для гостиничного бизнеса? Если летом многие загородные и курортные отели были «в шоколаде», то что сейчас?

Как прошло межсезонье для гостиничного бизнеса? Если летом многие загородные и курортные отели были «в шоколаде», то что сейчас?

И каков будет прогноз на новогодние праздники? Вот как видит ситуацию Алексей Мусакин, Управляющий партнер и член Совета директоров Cronwell Hospitality Group. Отели сети Cronwell расположены в Греции и в России. По состоянию на ноябрь 2021 года в компании 11 текущих объектов находятся в управлении и 7 проектов готовятся к открытию.

Если сравнить отели Cronwell Hotels&Resorts в Греции и в России, то где ситуация проще/сложнее в плане ограничений и загрузки? 

Греческие отели нашей сети работают только в теплый сезон, который в Греции длится 6 месяцев в году. Введенные в прошлом году ограничения еще больше этот сезон сократили. К примеру, в 2020 году отели Греции, в том числе Cronwell Hotels&Resorts, смогли принимать гостей только с конца июля. В основном гости были с Восточной Европы. А в конце августа мы уже закрыли сезон, поскольку гостей практически не было. Нам было дешевле закрыться полностью, чем работать с минимальной загрузкой.

В этом году по Греции мы отработали «в плюс», в основном также за счет турпотока из Восточной Европы (Сербия, Восточная Германия). Прибыль была чуть меньше объемов 2019 года. Понятно, что накопившиеся долги за прошлый год мы еще не вернули. Соответственно, сдвинулся срок окупаемости по новым объектам. В России у нас есть как загородные отели, так и городские, все сегменты работают круглый год. 

Загородные отели в этом году отработали летний сезон прекрасно, городские - хуже. Причина - отсутствие иностранных туристов, а также MICE и корпоративных мероприятий. Так что по городским отелям по итогам года будет операционный ноль или убыток. Особенно сильно заметно отсутствие иностранных туристов в Санкт-Петербурге. В Омске мы продержались в период пандемии за счет контрактов с большими компаниями, которые заселяют людей на 2-3 недели (в основном их сотрудники работают вахтовым методом). Эти контракты помогли нам не уходить «в минус». 

Если сравнить загрузку, то в Греции и в наших загородных отелях в летний сезон она держалась на уровне 80-90%, в российских городских отелях - на уровне 35-40%. 

А что можно сказать о мерах поддержки? Где они были более существенные - в Греции или в России? 

Меры поддержки примерно везде одинаковые. В прошлом году отели в Греции чувствовали себя чуть лучше в плане господдержки, поскольку в Евросоюзе, в том числе в Греции, государство выплачивало компенсации сотрудникам напрямую. В среднем в гостиничной отрасли сумма выплат составляла примерно 500-600 евро в месяц. При этом никаких требований к отелю (например о сохранении в штате 80% сотрудников) не было. Выплаты напрямую выгодны и с точки зрения бухгалтерии: у отеля нет затрат на обслуживание этих платежей. Насколько мне известно, в этом году в греческих отелях сохранены выплаты напрямую сотрудникам, только уже в меньшем размере. 

В России самая главная мера поддержки для отелей была введена в Санкт-Петербурге. Это «обнуление» налога на землю и имущество в 2020 и 2021 годах. Больше такой меры не ввел ни один регион. Между тем, это очень существенно: наши загородные отели платят обычно ежегодный налог на имущество в размере 15-20 млн рублей на каждый отель. 

При грубом подсчете, финансовый результат при поддержке сотрудников напрямую и при обнулении налога на имущество примерно одинаковый. Но разница в том, что в Греции такая мера поддержки для отелей была введена повсеместно, а в России - только в одном регионе. В остальных регионах налог на имущество сохранялся в размере 100%, в отдельных регионах он составил 50% первоначальной суммы или допускалась отсрочка платежей. 

Аналогичный вопрос про персонал: наблюдается ли в Греции дефицит персонала, особенно линейного? 

Ситуация похожа, и это связано в том числе с демографической «ямой» в России и Европе. Существенная разница, на мой взгляд, в том, что что зарплата в гостиничном бизнесе в Евросоюзе соответствует рынку, а в России - нет. У нас она ниже рынка. В Евросоюзе гостиницы также платят пониженный НДС: 10% вместо 21%. Если бы в России был аналогичный НДС, мы могли бы, например, высвободившиеся оборотные средства направить на повышение зарплат сотрудникам. 

Также на прибыль отеля влияют и кредиты. Для сравнения: В России стоимость кредита составляет 8-12% на 7 лет, в Греции - 1,5% на 30 лет. При этом если выручка сопоставима с российской, то затраты у «греческой стороны» значительно ниже. Низкая операционная рентабельность влияет на уровень зарплат сотрудников. 

Если рассмотреть особенности управления отелями в Греции и в России, то что работает у нас и не работает «там»? И наоборот. 

Мы работаем по единым стандартам, так что в этом плане все похоже. Основные отличия касаются работы с персоналом и порядка ценообразования. В Греции на введение сотрудника в должность уходит минимум времени: достаточно половины рабочего дня. Обычно в гостиницу приходит работать уже готовый специалист, даже если он только что закончил учебу. Причина в том, что в Греции студенты постоянно проходят практику на предприятиях, где планируют работать. У нас же есть сильный отрыв между «теорией» и «практикой». Сотрудников, которые пришли в отель только что после окончания университета или колледжа, фактически приходится учить «с нуля». На введение в должность уходит, как минимум, неделя, а иногда и месяц. Так что именно поэтому у нас по-другому работает HR. 

Также есть различия в применении динамического ценообразования. Греческие отели Cronwell загружаются в основном за счет продажи крупных гарантированных блоков туроператорам. Понятно, что туроператоры работают на жестких ценах, вне зависимости от того, сколько турпакетов они в конечном итоге продадут. Именно поэтому в греческих отелях другой принцип продаж и другой принцип работы коммерческого отдела. Их главная задача - заключить крупный корпоративный контакт на весь сезон. В наших курортных отелях гораздо больше применяется динамическое ценообразование. Ориентируясь больше на индивидуальных туристов, мы не работаем в большом объеме с туроператорами. В результате ценообразование у нас зависит от загрузки и других факторов. 

Как себя чувствовали российские отели Cronwell в межсезонье? 

Все отели (и городские и курортные) работают круглый год. В «обычное» время (без учета пандемии) среднегодовая загрузка загородных отелей составляла 65%: в новогодние праздники и летом загрузка 95-100%, но в межсезонье бывает и 15-30%. Как правило, в самые пустые месяцы (это февраль-начало марта, октябрь и ноябрь) у нас всегда были корпоративные клиенты. В 2020-21 годах, по понятным причинам, корпоративных клиентов мало (ограничения по загрузке, запрет работы, бассейнов, ресторанов и т.д). Плюс компании стали экономить деньги и многие мероприятия «ушли» в онлайн. В итоге у нас перепад между сезоном и межсезоньем стал намного сильнее, чем раньше. Выручали только выходные и каникулы. В итоге средняя загрузка в межсезонье составила у нас 25-30%. В городских отелях ситуация иная. Там перепад в основном наблюдался между буднями и выходными. При этом у них не было такого всплеска активности летом, как у загородных отелей. 

Какие маркетинговые «фишки» появились у Cronwell Hospitality Group в 2020-2021 годах? 

К примеру, мы стали предлагать Day use варианты. Это размещение на несколько часов. Очень востребованный формат для транзитных путешественников. Наиболее актуален этот формат в отеле «Cronwell Inn Стремянная», поскольку она расположена рядом с ж/д вокзалом. В загородных отелях, когда началась пандемия, мы разработали специальные тарифы для длительного проживания. Также в последние несколько лет особое значение для гостей приобрела тема экологичности, хотя Cronwell Hotels&Resorts придерживается повышенных экологических стандартов уже более 10 лет. Наша гостиница «Cronwell Inn Стремянная» в Санкт-Петербурге еще 10 лет назад получила первый  Green Key. В этом году, кстати, «Стремянной» также дали две премии по экологии. 

В наших отелях установлен отельный сбор мусора, папки и ручки мы закупаем из переработанной бумаги, а в каждом номере стоит автоматический регулятор мощности напора воды: за счет добавления в воду пузырьков воздуха напор кажется таким же сильным, при этом воды расходуется намного меньше. Также мы используем только экологичное белье. Периодически участвуем в мероприятиях на тему экологии и разумного потребления ресурсов.

Как изменилась глубина бронирований на Новый год? Какие будут ваши прогнозы на новогодние каникулы по загрузке? 

Новый год бронируют, но без гарантии оплаты. Это понятно: гости еще не уверены, будут отмены или нет. В прошлом году была аналогичная ситуация. Глубина бронирований уменьшилась, и это характерно для всех периодов. Если раньше она в обычное время составляла 2-3 недели, то сейчас 2-3 дня. Насчет прогнозов - пока непонятно. В прошлом году мы прогнозировали одно, а потом вышло новое распоряжение, и ситуация полностью изменилась. Работаем step by step. Надеемся на лучшее, но на всякий случай готовимся к худшему. 

Источник: https://horeca.estate/interview/74-gostinichnyj-biznes/1211-aleksej-musakin-cronwell-hospitality-group-nadeemsya-na-luchshee-no-gotovimsya-k-khudshemu

Больше ценного — для профи в туризме

Читайте в Телеграме