При НДС 20% гостиницам придется повысить цены?

СтатьиПри НДС 20% гостиницам придется повысить цены?

Интервью Алексея Мусакина buyingbusinesstravel.com.ru

Как мы все знаем, с 2019 года российское правительство предлагает повысить НДС с 18 до 20%, доведя его размер до принятого в основных странах Евросоюза. И сейчас этот законопроект рассматривает Государственная дума. 

Разумеется, инициатива не добавила радости ни одной отрасли, но сегодня мне бы хотелось поговорить о гостиничном рынке, для которого размер НДС критически важен. Дело в том, что, в отличие, например, от производства, предприятия сервиса не могут засчитывать входящий и исходящий НДС, так как основные затраты отелей приходятся на персонал и коммунальные услуги. Такова специфика гостиничного бизнеса во всем мире.

А раз нечем компенсировать, то рост НДС должен логически попасть в стоимость гостиничной услуги. Пока идет Чемпионат мира по футболу и количество иностранных гостей (по крайней мере, в городах проведения мундиаля) достаточно велико, рост на 2% на заполняемости отелей отразится несильно. В остальное же время и, главное, в остальных городах России, потенциал для роста цен на отельные номера отсутствует. Если посмотреть статистику за последние несколько лет, то рост цен в гостиницах существенно отставал от роста затрат именно потому, что путешественники не готовы увеличивать свои расходы на гостиничные услуги. Появление новых средств коммуникаций снижает количество командировок и их продолжительность.

То есть повышать стоимость номера нельзя, иначе снизится загрузка, а сокращать затраты уже некуда. Какой же выход?

Окупаемость гостиничных проектов и так очень длительная — до 12-15 лет, поэтому любое снижение операционной доходности для инвестора критически важно. Справедливости ради необходимо отметить, что подобные проблемы испытывают все гостиничные рынки (за исключением отелей luxury в центре мировых столиц), и именно поэтому в большинстве стран у отельеров есть ряд льгот и бонусов. 

Выше я указывал на приближение размера НДС в России к европейскому уровню — так оно и есть, но, как говорится, есть нюанс...

И в России, и в абсолютном большинстве стран Евросоюза действует стандартная ставка НДС для всех отраслей и пониженная ставка НДС для конкретного перечня отраслей экономики или товаров (услуг). В России к таким отраслям относятся товары для детей, часть продуктов питания, медицинские товары, определенные виды книжной продукции. В Евросоюзе в этот перечень товаров и услуг, облагаемых пониженной ставкой НДС, входят также гостиничные услуги. Взгляните на диаграмму:

Эти ставки позволяют гостиницам существенно повышать свою операционную доходность, а значит, своевременно возвращать вложенные инвестиции, проводить ремонты и реконструкции, о чем наши гостиницы советского периода в регионах даже не помышляют.

Нужно сказать, что гостиничный рынок вообще достаточно специфичный с точки зрения экономической эффективности

— Низкая операционная рентабельность и необходимость периодической реновации; 

— Высокая доля затрат на персонал (более 45% от выручки); 

— Высокий налог на землю и имущество, что особенно критично для загородных отелей. 

С другой стороны, если уж на то пошло, развитие экономики страны в целом невозможно без гостиниц — исчезнут международные и межрегиональные связи, опустеют музеи, перестанет развиваться транспорт... Можно продолжать этот апокалиптический сценарий. 

Потому необходима правильная государственная политика (я не хочу говорить поддержка) в области регулирования гостиничной деятельности. Опыт зарубежного рынка позволяет выбрать наиболее подходящие для нашей страны варианты, и часть из них профильные ассоциации, такие как Российский союз туриндустрии и Российская гостиничная ассоциация, уже предлагают и достаточно давно.

Мы не рассчитываем на использование заоблачных примеров ЕС, среди которых безвозвратные дотации на строительство гостиниц до 30% от размера инвестиций, как в Греции, возврат тех же 30% инвестиций в виде налоговых льгот, как в Израиле, или дотации на капитальный ремонт гостиницы, как во Франции. Но ведь есть и другие достаточно логичные способы стимулирования развития и обновления гостиничной инфраструктуры. 

Представьте себе загородный отель на 100 номеров с бассейном и рестораном на берегу какой-нибудь замечательной реки, территория которого превышает как минимум 5-6 гектаров, и рассчитайте налог на эту землю — сразу строить не захочется. Ведь эта территория прямого дохода не приносит, но без нее отель за городом никому из гостей неинтересен. Так почему бы не снизить налог на землю и имущество, применив коэффициент 0,1 от ставки налога на имущество организаций, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость?

Выше я говорил о затратах на персонал — отель не может оптимизировать штат, все равно нужны горничные, официанты, повара, аниматоры и так далее. В свое время Правительство РФ приняло решение о снижении размера страховых взносов для инновационных компаний (см. ст. 427 НК РФ). Это замечательно, но инновационные компании, по сути своей, должны снижать количество персонала за счет новых технологий, чего гостиницы в таком размере сделать не могут. Так, может, использовать уже апробированный опыт и установить пониженные тарифы страховых взносов для средств размещения, аналогично организациям, указанным в ст. 427 НК РФ? 

Вариантов способов развития гостиничного сектора достаточно много, и мне очевидно, что это развитие возможно только при совместном сотрудничестве бизнеса и власти, поэтому в качестве завершения приведу пример опять-таки из Европы. 

В 2008 году кризис существенно ударил по гостиничному бизнесу, в том числе в Европе, так как доходы потенциальных клиентов снизились. Правительства нескольких стран обратились к отельерам с просьбой понизить цены на номера для сохранения потока туристов. И они согласились — потому что со стороны правительств на год были приняты меры по замораживанию коммунальных платежей и снижению НДС до 6-7%. Помимо пониженного НДС, разумеется.

Источник: https://buyingbusinesstravel.com.ru/reviews/pri-nds-20-otelyam-pridetsya-povysit-tseny/

Больше ценного — для профи в туризме

Читайте в Телеграме